Я выбираю чтение конкурсы

Шаргунова Татьяна Михайловна, 09.04.1976 года рождения, учитель начальных классов, образование высшее, окончила Новосибирский Государственный педагогический университет в 2004 году по специальности: «Педагогика и методика начального образования», квалификация по диплому: учитель начальных классов, стаж работы 14 лет, педагогический — 14 лет. Имею 2 квалификационную категорию.

Преподаю все предметы в 1 классе. Общая учебная нагрузка — 21 час, внеурочная деятельность — 5 часов. В этом учебном году преподавание осуществляется по стандартам второго поколения.

Для работы использую следующие УМК:

— учебник » Азбука 1, 2 ч.» В.Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская. Москва «Просвещение» 2011 г

— прописи 2011г. (Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи № 1, 2, 3,4)

— учебник «Литературное чтение» 2011г. (Л.Ф Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А.Виноградская)

— рабочая тетрадь «Литературное чтение 1, 2 ч» М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская, Москва «Просвещение» 2012г.

— учебник «Русский язык» Т. Г. Рамзаева . Москва. «Дрофа» 2011 г.

— учебник «Математика 1, 2 ч.» М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Москва «Просвещение» 2011 г.

— рабочая тетрадь «Математика 1, 2 ч » М.И. Моро, С.И. Волкова. Москва «Просвещение» 2012 г.

— учебник «Окружающий мир 1, 2 ч.» А.А. Плешаков. Москва «Просвещение» 2011 г.

— рабочая тетрадь «Окружающий мир 1, 2ч» А. А. Плешаков. Москва «Просвещение» 2011 г.

— учебник «Музыка 1, 2 ч» В.В. Алев, Т.Н. Кичак. Москва «Дрофа» 2008г.

— рабочая тетрадь «Музыка» В.В. Алев, Т.Н. Кичак. Москва «Дрофа» 2011г.

— учебник «Изобразительное искусство» Л.А. Неменская. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. Москва «Просвещение» 2008 г.

— рабочая тетрадь «Изобразительное искусство» Л.А. Неменская Твоя мастерская. Москва «Просвещение» 2012 г.

— учебник «Технология. Маленький мастер» т. Геронимус. Москва. «АСТ-ПРЕСС Школа» 2010 г.

— альбом «Я всё умею делать сам» Т. Геронимус. Москва. «АСТ-ПРЕСС Школа» 2010 г.

При планировании использую примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. 1часть и 2 часть. Москва «Просвещение» 2011 год. Стандарты второго поколения.

Тема моей профессиональной деятельности: «Самостоятельная деятельность учащихся на уроках». Формирование навыков учащихся — одна из актуальных задач современного образования, а привитие школьникам навыков самостоятельной работы над учебным материалом является одним из обязательных условий успешного обучения и развития их познавательных способностей. Развитие самостоятельности учащихся начинаю уже с первых дней обучения в школе, поскольку именно у младших школьников происходит становление таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность и способность к самоконтролю. Основная цель самостоятельной деятельности на уроках — научить ученика мыслить, анализировать, обобщать учебный материал.

Прогресс техники, прогресс науки, постоянная смена занятий, смена функций, необходимость решения возникающих проблем требуют умения самостоятельно работать над приобретением знаний. Кроме всего сказанного отмечу, что самостоятельность человека это к тому же стремление и способность поступать соответственно своим взглядам и убеждениям, независимо от внешних влияний.

В соответствии с ранее сказанным, целью педагогической деятельности считаю:

формировать у учащихся собственное мировоззрение, учить самостоятельно овладевать знаниями, применять их в учении и практической деятельности.

Задачи:

1. формирование навыка самостоятельной работы по приобретению новых знаний;

2. развитие познавательного интереса к учебной деятельности; творческий потенциал учащихся;

3. воспитание у детей честности, любознательности, ответственности, трудолюбия, тактичности и готовности прийти на помощь.

Для решения поставленных мною задач имеются необходимые условия. Занятия проводятся в кабинете, который соответствует всем требованиям санитарных норм, имеются технические средства обучения (телевизор, DVD проигрыватель, (караоке), музыкальный центр, магнитофон, компьютер, проектор). В достаточном количестве имеются все учебники комплекта УМК «Школа России» для всех классов, электронные приложения к учебникам, методические пособия, справочная литература, много наглядных пособий, рабочие программы.

В школе, где я работаю, образовательный процесс организован по системе «Школа России». Традиционная система образования «Школа России» проверена временем и обеспечивает хорошие результаты, является прекрасной базой для применения всех инновационных технологий: игровых, коммуникативных и исследовательских. УМК полностью соответствует стандартам второго поколения.

Переход процесса обучения к самообразованию осуществляю постепенно. Провожу тщательный отбор форм и методов работы с детьми с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей, использую современные педагогические технологии и методики развивающего обучения. В планировании учебной деятельности ориентирую на самостоятельный поиск новых знаний, на основе наблюдения, сравнения, классификации, установления взаимосвязей, обобщения, развиваю творческое мышление, память. При подготовке к уроку я стараюсь учитывать реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся, отбираю совокупность приёмов мотивации, создающих оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность.

Материал урока отбираю в соответствии с принципами доступности, логичности, научности, систематичности, последовательности и прочности усвоения. В содержание учебного материала включаю обязательные знания, соответствующие программе, основой которых является учебник, а также материалы научно-популярной литературы.

Эффективность работы учителя зависит от применяемых средств обучения. Я использую следующие средства обучения: демонстрационные материалы, стандартные, наглядные (рисунки, иллюстрации, муляжи, гербарии, таблицы, стенды, плакаты), раздаточный материал (карточки — задания, тесты, дидактический материал), игрушки, видео и аудио материал, книжный фонд, методическую литературу, периодические издания «Начальная школа», «Педсовет», газета «Первое сентября».

Для создания положительной мотивации учения и развития познавательной активности учащихся, я создаю на своих уроках атмосферу первоначального успеха благодаря дифференцированию заданий по степени сложности и возможности выбора индивидуального темпа обучения в процессе самостоятельной деятельности. Создаю проблемные ситуации разного уровня сложности. На всех уроках учу детей выделять главное в излагаемом материале. При изучении нового материала использую приёмы способствующие развитию памяти, внимания и мышления. Исходя из этого, главной задачей в процессе обучения считаю выработку положительных эмоций, чтобы никто не чувствовал себя обделённым вниманием, чтобы каждый ребёнок смог ответить несколько раз, чтобы он получил поддержку своим усилиям словом, взглядом, прикосновением. Главное я считаю, умение поощрять любознательность, заложенную в каждом ребёнке. И мои питомцы охотно учатся, умеют самостоятельно работать, радостны, так как процесс обучения для них проходит на высоком уровне.

Основной формой организации учебной деятельности является урок, на котором стараюсь вызвать у детей эмоциональный интерес, создать условия, максимально раскрывающие творческие способности и самостоятельность учащихся. Поэтому уроки бывают различных типов: путешествия, соревнования, конкурсы, уроки — экскурсии, интегрированные, занятия — конференции, диспуты, игровые уроки. Благодаря которым, ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. Для большей эффективности урока использую разные формы обучения: фронтальную, индивидуальную, работу в парах и группах, а также различные методы обучения: словесные, наглядные, поисковые, исследовательские.

Большую роль в организации учебного процесса играет точное представление учителем о познавательной активности учащихся. Используя методику определения развития познавательного интереса Г. И. Щукиной, была проведена диагностика, результаты которой оформлены в виде диаграммы . Анализ результатов наблюдения показал, что основная масса учащихся не заинтересованы в учебе, дети много отвлекаются во время урока, отвлекаемость превышает активность. Возник вопрос «Что делать и как?».

Познавательная активность и познавательная самостоятельность — качества, характеризующие интеллектуальные способности обучающихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности. На мой взгляд, сочетание традиционных методов обучения и современных технологий позволяет эффективно активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся.

Технология игровых методов помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, учит логически мыслить и фантазировать. Технология разноуровневого обучения обеспечивает дифференцированный подход к обучению, проведение индивидуальных занятий с сильными и слабыми учениками, использование заданий разной степени сложности в классе и дома. Это помогает поддержать интерес к изучаемым предметам, повышать уровень усвоения знаний учащихся, приучать к самостоятельному поиску решения поставленной задачи. Компьютерные технологии на уроках — мои главные помощники! Учу детей применять их не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности, использую для подготовки и проведения уроков Интернет-ресурсы, презентации.

Опыт применения данной технологии позволил:

— повысить эффективность обучения;

— совершенствовать логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на уровне знаний учащихся;

— вырабатывать навык работы с различными источниками информации.

Много внимания уделяю здоровьесбережению, на уроках провожу физпаузы, упражнения для глаз, дыхательные упражнения, массаж пальцев рук — пальчиковые игры, для развития моторики, памяти, внимания

На уроках русского языка использую различные виды самостоятельной работы. Например, работа с деформированным текстом. Ребята составляют из слов связные предложения, в результате получается рассказ или небольшой текст, который потом анализируется. Большое значение имеют творческие работы, например: дополнить текст 3 — 4 своими предложениями; составить и записать рассказ или текст по определённой теме. При этом у детей проявляются индивидуальные качества и особенности речи. Хорошо они справляются с выборочным списыванием, выполняя работу не со всем текстом, а частично. Важное значение на уроках русского языка играют также индивидуальные карточки . Применение таких карточек помогает своевременно выявить пробелы в знаниях отдельных учащихся, предлагать дифференцированные задания. В процессе тренировочных упражнений и проверки усвоенного материала полезно применять также различные виды перфокарт. С их помощью можно практиковать упражнения на определение количества слогов в слове, слов в предложении; распознавание орфограмм, частей речи и т.д. Перфокарта может иметь различный вид — в зависимости от того, какие навыки формируются или проверяются. Наличие большого количества разработанных перфокарт позволяет обеспечить заданиями как сильных, так и слабых учеников. Проверять такую работу можно очень быстро, а главное — тренировка с использованием перфокарт привлекает внимание учащихся к изучаемой орфограмме, развивает их бдительность, позволяет экономить время.

На уроках литературного чтения стремлюсь пробуждать у учащихся интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Работаю над формированием самостоятельности и развития у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Параллельно с развитием беглого чтения в течение всех лет ведётся целенаправленная работа:

— над умением постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное (используется выборочное чтение, составление плана текста);

— над развитием у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное (используется чтение по ролям, инсценировка эпизодов, выборочный пересказ, заучивание наизусть);

— над расширением кругозора детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике (уроки внеклассного чтения);

— над обогащением нравственно-эстетического опыта ребёнка (подбор пословиц и поговорок, отражающих основную мысль прочитанного произведения, рисование иллюстраций к прочитанному).

На уроках литературного чтения также большую роль играет использование творческих заданий. Учащиеся самостоятельно подбирают к уроку сведения об авторе и рассказывают на уроке интересные факты из их жизни. С большим удовольствием сами сочиняют загадки, стихи, сказки, рассказы. Форма уроков не всегда стандартна, например, уроки — соревнования, уроки — игры, уроки — КВНы. В основном они проводятся тогда, когда идёт завершение темы, обобщение изученного.

На уроках математики также большое внимание уделяю самостоятельной деятельности. Учащиеся решают задачи разными способами, составляют обратные данной, ставят сами вопрос и решают, составляют задачи по выражениям. Использую мыслительный тренинг, он полезен для учащихся тем, что развивает логическое мышление, быстроту реакции, внимательность, память. Подбираю нестандартные задания: задачи в стихах, игры, лабиринты, логические цепочки.

На занятиях окружающего мира использую проблемные вопросы. На уроках используется «Рабочая тетрадь», которая содержит задания, рассчитанные на самостоятельное выполнение, а также на выполнение с непосредственной опорой на учебник. Много заданий творческого характера, например, учащиеся выполняют такие задания: ищут в тексте учебника необходимые данные и вписывают в тетрадь. Ребята составляют рассказы, работают с дополнительной литературой, выполняют практические работы и простейшие опыты. Работа, начатая на уроке, продолжается в той или иной форме и дома. Стараюсь, чтобы родители в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы. Это составление кроссвордов, сообщений, получение информации от взрослых, путём прочтения дополнительной литературы.

Исследование степени самостоятельности учащихся при изучении и закреплении нового материала (число учащихся — 5 человек)

класс Работа с литературой Заполнение таблиц Составление плана рассказа Составление вопросов по содержанию
2 40% 20% 20% 40%
3 60% 60% 80% 60%
4 100% 80% 80% 100%

Таким образом, такая организация самостоятельной работы позволяет развивать у детей интерес к обучению, формировать умение самостоятельно применять имеющиеся и приобретать новые знания и навыки, развивать творческую и познавательную активность учащихся. Самостоятельная работа формирует прочные и глубокие знания учащихся, развивает их логическое мышление, прививает интерес к учебным предметам, воспитывает сознательную учебную дисциплину. Следует отметить, что и воспитательная роль таких работ очень велика. Дети учатся быть самостоятельными, целеустремлёнными, ответственными, организованными, наблюдательными и любознательными.

Я считаю, что контроль является важным этапом учебной деятельности, от его видов, результатов и умения представить их учителем зависят мотивы учения школьников. В своей работе использую следующие виды контроля: проверка домашнего задания на каждом уроке, зачёты по темам, контрольные работы, минитесты, проверочные работы, тесты , устный опрос, индивидуальные карточки, задания. Стараюсь разнообразить формы и методы проверки домашнего задания. Чтобы придать домашней работе творческий характер, вызвать интерес к ней, практикую необычные задания: составить и нарисовать задачу, составить кроссворд, сочинить сказки, стихи. На уроках использую дифференцированные методы, вариативные задания, самоконтроль, взаимоконтроль.

Грамотное использование интеллектуального потенциала учащихся и использование передовых педагогических технологий отражается на результативности обучения, динамике успеваемости.

Анализ качества знаний и уровня обученности обучающихся по годам и результатам мониторинга показывают на стабильность в усвоении знаний. Успеваемость по предметам составляет 100 %. В 2011-2012 учебном году у меня обучался 4 класс. По итогам учебного года все учащиеся переведены в 5 класс. Количество детей, обучающихся на «4» и «5», составило 4 человека из 5. В среднем звене учащиеся подтвердили свои знания. Объективная оценка деятельности учащихся положительно влияет на формирование личности. Она укрепляет веру в себя у ребенка, вызывает только положительные эмоции.

Каждый учитель начальных классов, как известно, является классным руководителем. Задача классного руководителя не только обучать, но и воспитывать. Я воспитываю детей и на уроках и во время проведения различных внеклассных мероприятий. За годы работы провела много интересных мероприятий. Это разнообразные утренники, конкурсы, беседы, КВНы и многое другое. Все дети принимают в них активное участие. Считаю интересными и познавательными такие мероприятия, как «Права ребёнка в новом веке», «Земля — наш общий дом», «Вода источник жизни», «Губительная сигарета», «Моя мама лучше всех», «В спортивном теле — здоровый дух» и т.д. Система работы по организации социально-значимой деятельности учащихся предполагает гармоничное развитие интеллектуальных, физических и духовных задатков детей, формирование у учащихся высоких нравственных принципов — порядочности, честности, трудолюбия, милосердия, умения следовать им в повседневной жизни. Воспитание школьников в духе гражданственности, патриотизма, уважения прав личности. Повышение общей культуры, воспитание активной жизненной позиции школьников. В рамках организации социально-значимой деятельности в классном коллективе проводятся следующие мероприятия:

— занятость общественно-полезным трудом по благоустройству и озеленению территории школы;

— приняли участие в праздничном поздравлении » 1 октября — День пожилого человека«;

— изготавливали открытки для бабушек и дедушек;

— производили ремонт книг в школьной библиотеке;

— мастерили кормушки для птиц и т.д.

Данная таблица показывает результат моей воспитательной деятельности за три года.

Позитивная динамика сформированности социальных компетентностей учащихся

Класс Органи­зованность Готовность прийти на помощь Трудолюбие
2 40% 20% 60%
3 60% 60% 80%
4 80% 80% 80%
Класс Общительность Тактичность
2 60% 40%
3 60% 60%
4 80% 60%

Личностный подход в работе с ребятами, создание ситуации успеха для всех и для каждого в классе, постоянная забота о состоянии межличностных отношений в коллективе, создание благоприятного психологического климата дают возможность строить отношения детей на взаимном доверии, уважении и открытости.

В своей педагогической деятельности стараюсь осуществлять теснейшую связь с родителями, держу их в курсе успехов и неудач детей. Провожу встречи с родителями, используя основные формы родительских собраний: собрание-лекторий, «круглый стол»;

Знакомлю родителей со спецификой обучения в начальных классах, обсуждаем цели, задачи и итог нашей совместной деятельности, даю рекомендации по выполнению домашнего задания, отвечаю на встречные вопросы, советую, как лучше помочь ребенку, приглашаю родителей по мере необходимости на индивидуальные беседы, посещаю родителей на дому (считаю, что такие меры помогают мне быстро и безболезненно найти контакт с их ребёнком, помогают подобрать к нему «ключик», раскрывая его характер, привычки, наклонности). Веду работу по внедрению в образовательный процесс электронного дневника «Дневник.ру». Электронный дневник — это новая система взаимодействия между школьным и родительским сообществом, которая позволяет решить одно из главных проблем школы — информативность.

Результативность работы:

· в классе нет пропусков без уважительных причин, эта ситуация сохраняется в среднем и старшем звене;

· в классе нет отверженных детей.

Для формирования мотивации учения стремлюсь поставить ребенка в такие условия, где желательные мотивы складываются и развиваются с учетом индивидуальности, внутренних стремлений самого ученика.

Сформированность навыков самостоятельной работы позволяет учащимся принимать участие в различных викторинах, конкурсах.

За последние 3 года мы приняли участие в следующих конкурсах:

— всероссийский игровой конкурс «Человек и природа» (2010, 2011, 2012). Дети получили сертификаты об участии в конкурсах:

— в областном конкурсе творческих работ «Родная семья» (2011). В номинации «Литературное творчество» Айрапетян Сурик получил почётную грамоту .

Два года являюсь руководителем МО начальных классов. Я выступала с докладами на заседаниях: «Оценка и отметка — это одно и то же или нет?» (2010), «О познавательном интересе и приёмах его активизации» (2011), «Домашнее задание как средство повышения учебной мотивации младших школьников»(2013), «Теоретико-методические основы формирования общеучебных умений и навыков в начальной школе«(2012), на педсоветах с докладами «Индивидуальный подход в обучении учащихся начальных классов» (2011), «Технология деятельностного метода как инструмент, обеспечивающий переход на ФГОС второго поколения» (2012)

Принимаю активное участие в школьном и кустовом методических объединениях учителей начальных классов и МО классных руководителей. На школьном МО дала открытые уроки: «Употребление заглавной буквы» по русскому языку 2 класс (2010), литературное чтение по теме «М.М. Пришвин. Рассказ «Выскочка» 4 класс (2012) , урок — исследование по окружающему миру «Откуда берутся снег и лёд» 1 класс (2012), на межшкольном методическом объединении дала урок-путешествие по литературному чтению из раздела «Люби живое» 3 класс (2011). Готовлю и провожу открытые классные часы, веду родительский лекторий. Открытый классный час: «До свидания начальная школа» (2012), родительские лектории: «Воспитание желания трудиться» (2010), «Актуальность сохранения здоровья» (2011), «Первоклассник новый этап в жизни вашего ребёнка и вашей семьи» (2013).

Участие в конкурсах педагогического мастерства — неотъемлемая часть учителя. Подготовка к конкурсу — это кропотливая работа, требующая переосмысления своей деятельности, тщательного анализа положительных и отрицательных сторон своей работы. Она заставляет двигаться вперёд, не останавливаться на достигнутом. Я приняла участие в следующих конкурсах:

— в районном педагогическом конкурсе «Урок здоровья» (2010). Получила сертификат за участие в конкурсе.

— в районном конкурсе методических разработок антинаркотической направленности «Я выбираю жизнь» (2012). Получила сертификат за участие.

— в сетевом конкурсе «Я исследую мир» (2013)

Обучая детей, учитель должен самосовершенствоваться, повышать свой образовательный уровень, поэтому я постоянно изучаю новинки педагогической литературы, читаю статьи журналов «Начальная школа», «Воспитание школьников», применяю в работе различные словари, справочники, энциклопедии, журналы и другие пособия. Использую опыт коллег по работе, посещая открытые уроки и участвуя в работе МО учителей начальных классов, семинарах.

В августе 2007 года прошла курсы повышения квалификации для учителей начальных классов «Современное начальное образование: проблемы и перспективы» в объёме 72 часов, в феврале 2013 года —»Организация образовательного процесса в начальной школе в условиях реализации ФГОС» в объёме 72 часов.

В перспективе планирую продолжить работу по внедрению элементов здоровьесберегающих технологий, развивать самостоятельность и творческие способности у учащихся. Добиваться этого повышением эффективности каждого урока и работой над улучшением качества обучения. Буду продолжать работу над своей темой самообразования.

Самоанализ выполнила:_______(Т.М. Шаргунова)

Автор: Шаргунова Татьяна Михайловна
Должность: учитель начальных классов первой квалификационной категории
Место работы: МКОУ Сибирская ООШ
Месторасположение: посёлок Сибирский, Купинский район, Новосибирская область

Рекомендуем:



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Самоанализ педагогической деятельности Шаргуновой Татьяны К чему снятся сломанные зубы во сне

Я выбираю чтение конкурсы Я выбираю чтение конкурсы Я выбираю чтение конкурсы Я выбираю чтение конкурсы Я выбираю чтение конкурсы Я выбираю чтение конкурсы Я выбираю чтение конкурсы

Похожие новости