Профессиональная деятельность в рыночных отношениях

Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

Комментарий к главе 1. Общие положения

Комментарий к статье 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Часть 1 комментируемой статьи вслед за названием комментируемого Закона указывает на содержание и основной предмет правового регулирования данного Закона: этот Закон определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в России. Как говорилось во введении, основной идеей комментируемого Закона, по мнению авторов его проекта, является упорядочение на федеральном уровне отношений, связанных с организацией торговой деятельности на территории России, в целях создания прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, необусловленного какими-либо произвольными требованиями местных властей, а также устранения излишних административных барьеров в торговле. Там же говорилось, что разработка законопроекта предусматривалась в рамках создания и развития рыночных институтов, обеспечивающих конкурентоспособность экономики, а также в рамках повышения эффективности государственного управления.

2. В части 2 комментируемой статьи определены цели комментируемого Закона, т.е. обозначены желаемые результаты регулирования, осуществляемого данным Законом. О стратегических задачах, которые назывались в пояснительной записке к законопроекту, принятому в качестве комментируемого Закона, см. введение. В отношении перечисленных в ч.2 комментируемой статьи целей необходимо отметить следующее.
Обеспечение единства экономического пространства в России путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности (п.1).
Данная цель детализирует применительно к определению основ государственного регулирования торговой деятельности в России следующие конституционные нормы. В ч.1 ст.8 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя закреплено, что в России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В рамках регламентации федеративного устройства в ст.74 Конституции РФ установлено следующее: на территории России не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч.1); ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч.2). Согласно п."ж" ст.71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка отнесено к вопросам исключительной компетенции Российской Федерации.
Развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров (п.2).
Эта цель, как и предыдущая, находится в непосредственной взаимосвязи с целями Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" "Комментарий, определенными в ч.2 его ст.1: обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в России, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
________________
 "Комментарий СЗ РФ, 2006, N 31, ч.I, ст.3434.
Как отмечено во вводных положениях Плана мероприятий ("дорожной карты") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики", утв. распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 года N 2579-р "Комментарий, поддержка конкуренции гарантируется Конституцией РФ, является одной из основ конституционного строя России, а также постоянным приоритетом государственной политики; развитие конкуренции в экономике является многоаспектной задачей, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений - от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижение административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав граждан и национальной политики.
________________
 "Комментарий СЗ РФ, 2013, N 2, ст.110.
Обеспечение соблюдения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения (п.3).
При этом в юридико-технических целях введены сокращения:
"хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность" - для обозначения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность;
"хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров" - для обозначения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в т.ч. для продажи или перепродажи.
Согласно ч.1 ст.8 комментируемого Закона торговая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами, предусмотренными данным Законом и зарегистрированными в установленном законодательством РФ порядке, если иное не предусмотрено федеральными законами (см. коммент. к указанной статье).
Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности (п.4).
В рамках такого разграничения в ч.1 ст.5 комментируемого Закона определены полномочия Правительства РФ в области государственного регулирования торговой деятельности, а в ч.2 указанной статьи - полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли. Часть 1 ст.6 данного Закона определяет полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области государственного регулирования торговой деятельности, а часть 2 указанной статьи - полномочия органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности. Исходя из указанных статей, в общем виде разграничение полномочий в области регулирования торговой деятельности можно представить следующим образом: Правительство РФ обеспечивает проведение государственной политики в области торговой деятельности, органы государственной власти субъектов РФ реализуют государственную политику в области торговой деятельности на территории субъекта РФ, а органы местного самоуправления создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли (см. указанные статьи и коммент. к ним).

3. В части 3 комментируемой статьи определен предмет регулирования комментируемого Закона (по терминологии комментируемой статьи - сфера действия комментируемого Закона), т.е. определены общественные отношения, урегулированные нормами данного Закона, которые в силу этого становятся правовыми отношениями: отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.
Разумеется, о регулировании названных отношений исключительно комментируемым Законом речи быть не может. Непосредственно в ч.1 ст.3 данного Закона установлено, что правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом РФ, комментируемым Законом, Законом РФ "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (см. комментарий к указанной статье).
В пункте 6.6 Методических рекомендаций ФАС России (2011 год) изложены разъяснения, в итоге которых приведен вывод о том, что "торговая деятельность" и "услуги общественного питания" рассматриваются как разные товарные рынки, а также следующий из этого вывод о том, что нормы комментируемого Закона не распространяются на деятельность по оказанию услуг общественного питания в случае, если продажа продуктов питания включена в деятельность предприятия общественного питания.

4. Часть 4 комментируемой статьи определяет изъятия из сферы действия комментируемого Закона, т.е. отношения, к которым положения данного Закона не применяются. В отношении этих изъятий необходимо отметить следующее.
Внешнеторговая деятельность (п.1).
К отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также к отношениям, непосредственно связанным с такой деятельностью, применяется Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" "Комментарий, что и установлено в ч.2 его ст.1. В соответствии с ч.1 указанной статьи названный Закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия России и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов России.
________________
 "Комментарий СЗ РФ, 2003, N 50, ст.4850.
Деятельность по проведению организованных торгов (п.2).
Данный пункт изложен полностью в новой редакции Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 327-ФЗ "Комментарий в связи с принятием Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ "Об организованных торгах" "Комментарий, который согласно ч.1 его ст.1 регулирует отношения, возникающие на организованных торгах на товарном и (или) финансовом рынках, устанавливает требования к организаторам и участникам таких торгов, определяет основы государственного регулирования указанной деятельности и контроля за ее осуществлением. В прежней (первоначальной) редакции рассматриваемого пункта говорилось о торговле на товарных биржах.
________________
 "Комментарий www.pravo.gov.ru, 2011, 22 ноября.
 "Комментарий Там же.
Деятельность по продаже товаров на розничных рынках (п.3).
Данное изъятие согласуется с положением ч.2 ст.3 комментируемого Закона, устанавливающим, что отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" "Комментарий. Предмет регулирования Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" определен в его ст.1, согласно ч.1 которой названный Закон регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность.
________________
 "Комментарий СЗ РФ, 2007, N 1, ч.I, ст.34.
В связи с принятием комментируемого Закона Федеральным законом от 23 декабря 2010 года N 369-ФЗ изложен полностью в новой редакции пункт 2 ч.2 ст.1 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", ранее предусматривавший, что данный Закон не распространяется на деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках, организуемых органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер (при этом указывалось, что порядок организации деятельности ярмарок устанавливается нормативными правовыми актами субъектов РФ). Согласно новой редакции указанного пункта данный Закон не распространяется на деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках, организуемых вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер. При этом указано, что требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них установлены комментируемым Законом (речь идет о положениях ст.11 комментируемого Закона).
Купля-продажа ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в т.ч. электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов (п.4).
Понятие ценной бумаги определено в п.1 ст.142 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 года N 142-ФЗ "Комментарий): ценными бумагами являются документы, соответствующие установленным законом требованиям и удостоверяющие обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов (документарные ценные бумаги); ценными бумагами признаются также обязательственные и иные права, которые закреплены в решении о выпуске или ином акте лица, выпустившего ценные бумаги в соответствии с требованиями закона, и осуществление и передача которых возможны только с соблюдением правил учета этих прав в соответствии со ст.149 данного Кодекса (бездокументарные ценные бумаги).
________________
 "Комментарий www.pravo.gov.ru, 2013, 3 июля.
Как определено в п.1 ст.130 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 13 июля 2015 года N 216-ФЗ "Комментарий), к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства; к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания; законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
________________
 "Комментарий www.pravo.gov.ru, 2015, 13 июля.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики устанавливает Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" "Комментарий, что и предусмотрено в его ст.1. Там же указано (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 года N 191-ФЗ "Комментарий), что названный Закон определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в т.ч. производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
________________
 "Комментарий СЗ РФ, 2003, N 13, ст.1177.
 "Комментарий СЗ РФ, 2010, N 31, ст.4160.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, устанавливает Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" "Комментарий, что и закреплено в его ст.1. Там же указано, что названный Закон определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
________________
 "Комментарий СЗ РФ, 2010, N 31, ст.4159.
Понятие "энергетический ресурс" определено в п.1 ст.2 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" "Комментарий для его целей как носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии).
________________
 "Комментарий СЗ РФ, 2009, N 48, ст.5711.
5. В части 5 комментируемой статьи установлено, что отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговли товарами, ограниченными в обороте, порядок и условия их продажи регулируются федеральными законами об обороте таких товаров. Постольку, поскольку данное положение содержится не в ч.4 комментируемой статьи, определяющей изъятия из сферы действия комментируемого Закона, а в отдельной ч.5 этой статьи, представляется, что к названным отношениям положения комментируемого Закона применяются, но только в совокупности с федеральными законами об обороте указанных товаров.
Содержание понятия товаров, ограниченных в обороте, следует из положений п.1 и 2 ст.129 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 года N 142-ФЗ) об оборотоспособности объектов гражданских прав:
объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте (п.1);
законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению (п.2).
Следует также иметь в виду, что до настоящего времени действует Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, утв. Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 года N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" "Комментарий. Названный Перечень (в ред. Указа Президента РФ от 30 декабря 2000 года N 2111 "Комментарий) включает в себя следующее:
________________
 "Комментарий Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, N 10, ст.492.
 "Комментарий СЗ РФ, 2001, профессиональная N 1, ч.II, ст.71.
драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них;
драгоценные камни и изделия из них;
стратегические материалы;
вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, запасные части, комплектующие изделия и приборы к ним, взрывчатые вещества, средства взрывания, пороха, все виды ракетного топлива, а также специальные материалы и специальное оборудование для их производства, специальное снаряжение личного состава военизированных организаций и нормативно-техническая продукция на их производство и эксплуатацию;
ракетно-космические комплексы, системы связи и управления военного назначения и нормативно-техническая документация на их производство и эксплуатацию;
боевые отравляющие вещества, средства защиты от них и нормативно-техническая документация на их производство и использование;
уран, другие делящиеся материалы и изделия из них;
рентгеновское оборудование, приборы и оборудование с использованием радиоактивных веществ и изотопов;
результаты научно-исследовательских и проектных работ, а также фундаментальных поисковых исследований по созданию вооружения и военной техники;
шифровальная техника и нормативно-техническая документация на ее производство и использование;
яды, наркотические средства и психотропные вещества;
спирт этиловый;
отходы радиоактивных материалов;
отходы взрывчатых веществ;
отходы, содержащие драгоценные и редкоземельные металлы и драгоценные камни;
лекарственные средства, за исключением лекарственных трав;
лекарственное сырье, получаемое от северного оленеводства (панты и эндокринное сырье);
специальные и иные технические средства, предназначенные (разработанные, приспособленные, запрограммированные) для негласного получения информации, нормативно-техническая документация на их производство и использование.
Также необходимо учитывать, что до настоящего времени действуют утвержденные постановлением Правительства РФ от 10 декабря 1992 года N 959 "О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" "Комментарий перечни:
________________
 "Комментарий САПП РФ, 1992, N 25, ст.2217.
продукции (под продукцией в данном постановлении понимаются продукция и отходы производства, свободная реализация которых запрещена Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 года N 179), поставки которой осуществляются потребителям, имеющим разрешение на ее применение в Российской Федерации;
продукции, поставки которой в Российской Федерации осуществляются на основе квот.

Комментарий к статье 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе


В комментируемой статье определен понятийный аппарат, который используется комментируемым Законом. По общему правилу юридической техники определения понятий (предписания-дефиниции) включаются в законодательные акты в следующих случаях: когда юридический (правовой) термин сформирован с использованием специальных слов - редких либо малоупотребительных иностранных слов, а также переосмысленных общеупотребительных слов; когда правовое понятие формируется из слов, позволяющих неоднозначно истолковывать его смысл, порождающих разнообразные смысловые ассоциации.
В отношении определений, данных в комментируемой статье, необходимо отметить следующее.
Торговая деятельность (п.1). Оптовая торговля (п.2). Розничная торговля (п.3).
Понятие "торговая деятельность" (при этом в юридико-технических целях введено альтернативное сокращение "торговля") определено в п.1 комментируемой статьи как вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров. Определение понятия предпринимательской деятельности следует из п.1 ст.2 части первой ГК РФ, согласно которому гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (т.е. в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", см. коммент. к ст.1 Закона).
Далее в п.2 и 3 комментируемой статьи определены понятия оптовой торговли и розничной торговли как видов торговой деятельности
оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в т.ч. для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (п.2);
розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п.3).
Исходя из изложенных определений в соотношении понятий "торговая деятельность", "оптовая торговля" и "розничная торговля" несложно увидеть аналогию с соотношением понятий "купля-продажа", "розничная купля-продажа" и "поставка товаров":
так, в п.1 ст.454 § 1 "Общие положения о купле-продаже" гл.30 "Купля-продажа" части второй ГК РФ определено, что по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). В п.5 указанной статьи среди видов договора купли-продажи наряду с прочим названы розничная купля-продажа, поставка товаров.
согласно п.1 ст.492 § 2 "Розничная купля-продажа" названной главы по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;
в соответствии со ст.506 § 3 "Поставка товаров" той же главы по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Как разъяснялось в п.5 постановления Пленума ВАС России от 22 октября 1997 года N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки" "Комментарий:
________________
 "Комментарий ВВАС РФ, 1998, N 3.
квалифицируя правоотношения участников спора, судам необходимо исходить из признаков договора поставки, предусмотренных ст.506 ГК РФ, независимо от наименования договора, названия его сторон либо обозначения способа передачи товара в тексте документа;
при этом под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т.п.);
однако в случае, если указанные товары приобретаются у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже (§ 2 гл.30 ГК РФ).
Следует также иметь в виду, что в п.1 ст.3 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" для его целей дано определение понятия "деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке" - это продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг, осуществляемые соответственно по договору розничной купли-продажи и договору бытового подряда.
Торговый объект (п.4). Стационарный торговый объект (п.5). Нестационарный торговый объект (п.6). Площадь торгового объекта (п.7). Торговая сеть (п.8).
Общее понятие "торговый объект" определено в п.4 комментируемой статьи как здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Виды же торговых объектов определены в п.5 и 6 данной статьи следующим образом:
стационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения (п.5);
нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в т.ч. передвижное сооружение (п.6).
В прежней (первоначальной) редакции данных положений указывалось не на подключение (технологическое присоединение), а на присоединение. Изменение внесено Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 318-ФЗ "Комментарий, принятым в целях введения единой терминологии в отношении подключения и технологического присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения.
________________
 "Комментарий www.pravo.gov.ru, 2012, 31 декабря.
Понятие "торговая сеть" определено в п.8 комментируемой статьи как совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
В отношении коммерческого обозначения в ст.1538 части четвертой ГК РФ определено следующее:
юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (ст.132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц (п.1);
коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения (п.2).
Иными средствами индивидуализации являются фирменное наименование, товарный знак и знак обслуживания:
как предусмотрено в п.1 ст.1473 данного Кодекса, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица;
согласно п.1 ст.1477 данного Кодекса на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак;
в соответствии с п.2 указанной статьи правила этого Кодекса о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания, т.е. к обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.
Кроме того, в п.1 ст.1516 ГК РФ определено, что наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами; на использование этого наименования может быть признано исключительное право производителей такого товара. Согласно п.2 указанной статьи не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в России во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства.
В пункте 7 комментируемой статьи определено понятие "площадь торгового объекта" - это помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.
В изложенных определениях понятий "торговый объект", "стационарный торговый объект", "нестационарный торговый объект", "площадь торгового объекта" и "торговая сеть" можно увидеть развитие положений гл.26_3 части второй НК РФ (глава введена Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ "Комментарий), определяющих понятийный аппарат системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Так, в ст.346_27 данного Кодекса (в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 года N 155-ФЗ "Комментарий) наряду с прочим даны следующие определения:
________________
 "Комментарий СЗ РФ, 2002, N 30, ст.3021.
 "Комментарий СЗ РФ, 2008, N 30, ч.I, ст.3611.
стационарная торговая сеть - торговая сеть, расположенная в предназначенных и (или) используемых для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям;
стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы, - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны;
стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов, - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты;
нестационарная торговая сеть - торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети;
развозная торговля - розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только с транспортным средством. К данному виду торговли относится торговля с использованием автомобиля, автолавки, автомагазина, тонара, автоприцепа, передвижного торгового автомата;
разносная торговля - розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, на дому или на улице. К данному виду торговли относится торговля с рук, лотка, из корзин и ручных тележек;
площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Продовольственные товары (п.9).
Данное понятие определено в п.9 комментируемой статьи как продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в т.ч. продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки.
В этом определении прослеживается очевидная аналогия с определением понятия "пищевые продукты", данным в ст.1 Федерального закона от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" "Комментарий: продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в т.ч. продукты детского питания, продукты диетического питания), бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в т.ч. пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки.
________________
 "Комментарий СЗ РФ, 2000, N 2, ст.150.
В этой связи уместно отметить, что там же наряду с прочим даны следующие определения:
продукты детского питания - предназначенные для питания детей в возрасте до 14 лет и отвечающие физиологическим потребностям детского организма пищевые продукты;
продукты диетического питания - предназначенные для лечебного и профилактического питания пищевые продукты;
продовольственное сырье - сырье растительного, животного, микробиологического, минерального и искусственного происхождения и вода, используемые для изготовления пищевых продуктов;
пищевые добавки - природные или искусственные вещества и их соединения, специально вводимые в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и (или) сохранения качества пищевых продуктов;
биологически активные добавки - природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов;
оборот пищевых продуктов, материалов и изделий - купля-продажа (в т.ч. экспорт и импорт) и иные способы передачи пищевых продуктов, материалов и изделий, их хранение и перевозки.
В подпункте "а" п.6.1 Методических рекомендаций ФАС России (2011 год) разъяснено, что под хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, следует понимать хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров, в двух и более зданиях (частях зданий), строениях (частях строений), сооружениях (частях сооружений), специально оснащенных оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, которые находятся под общим управлением или которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
Как отмечено в подп."б" указанного пункта, хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, будет являться в т.ч. хозяйствующий субъект, заключивший с правообладателем средства индивидуализации договор коммерческой концессии. При этом сделана ссылка на пункт 1 ст.1027 части второй ГК РФ (в ред. Федерального закона от 18 декабря 2006 года N 231-ФЗ "Комментарий), согласно которому по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
________________
 "Комментарий СЗ РФ, 2006, N 52, ч.I, ст.5497.
Необходимо иметь в виду, что приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст "Комментарий утвержден и введен в действие национальный стандарт ГОСТ Р 51303-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения" "Комментарий, который устанавливает термины и определения основных понятий в области торговли. Термины, установленные данным стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и торговле, входящих в сферу действия работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.
________________
 "Комментарий СПС.
 "Комментарий СПС.
Названный стандарт содержит 198 терминов и их определений, в т.ч. дублирующих содержащиеся в комментируемой статье. Это следующие термины, сгруппированные по следующим разделам:

1) общие понятия: торговая деятельность (торговля); оптовая торговля; розничная торговля; оптово-розничная торговля; потребительский рынок (рынок товаров и услуг); товарное обращение; торговая политика; покупатель (приобретатель); розничный покупатель (потребитель); оптовый покупатель; продавец; продажа (реализация) товара;

2) торговые структуры и их виды: торговая организация; торговый объект; стационарный торговый объект; нестационарный торговый объект; торговая сеть; стационарная торговая сеть; нестационарная торговая сеть; торговое предприятие (предприятие торговли); предприятие розничной торговли; предприятие оптовой торговли; сетевое торговое предприятие; оптовая торговая сеть; розничная торговая сеть; вид торгового предприятия; торговое предприятие с универсальным ассортиментом; торговое предприятие со специализированным ассортиментом; торговое предприятие с комбинированным ассортиментом; торговое предприятие со смешанным ассортиментом товаров; торговое место; распределительный центр; склад; общетоварный склад; специализированный склад; универсальный склад;

3) типы торговых предприятий: тип предприятия розничной торговли; магазин; универсальный магазин; специализированный магазин; гастроном; супермаркет (универсам); дискаунтер; минимаркет (магазин "Продукты"); универмаг; магазин-салон (бутик); гипермаркет; магазин самообслуживания; стоковый магазин (магазин "Сток"); магазин-склад; комиссионный магазин (магазин "Секонд хенд"); магазин-приемозаготовительный пункт; торговый центр; торговый комплекс; аутлет-центр; молл; интернет-магазин; автозаправочная станция; автомагазин (торговый автофургон, автолавка); торговый автомат (вендинговый автомат); автоцистерна; торговый павильон; киоск; торговая палатка; бахчевой развал; елочный базар; торговая тележка; торговая галерея;

4) формы и виды торговли; форма торговли: мелкооптовая торговля; мелкорозничная торговля; торговля по образцам; развозная торговля; разносная торговля; дистанционная торговля; посылочная торговля; электронная торговля; электронная процедура торговли; электронная торговая площадка; интернет-торговля; комиссионная торговля; кооперативная торговля; межрегиональная торговля; бартерная торговля; фирменная торговля; конкурсная торговля (торги, тендер); биржевая торговля; торговля с использованием автоматов; ярмарка;

5) материально-техническая база торговли: материально-техническая база торговли; складское помещение; фасовочное помещение (помещение для фасовки); складской модуль; складское помещение основного производственного назначения; складское помещение подсобного назначения; административно-бытовое помещение торгового предприятия; подсобное помещение торгового предприятия; технические помещения торгового предприятия; зона комплектации склада; зона приемки склада; зона хранения склада; производственные помещения торгового предприятия; контрольно-кассовый узел; вспомогательная площадь товарного склада; грузовая площадь склада; общая площадь товарного склада; подсобная площадь товарного склада; складская площадь товарного склада; общая площадь торгового предприятия; торговая площадь торгового предприятия; торговое помещение предприятия розничной торговли; торговый зал предприятия розничной торговли; площадь торгового зала; полезная площадь крытых и открытых складов; коэффициент использования складской площади; установочная площадь розничного торгового предприятия; экспозиционная (демонстрационная) площадь; отдел (секция, торговая зона) торгового предприятия;

6) торговый процесс и торговое обслуживание: технология торговли; способ торговли; метод продажи товаров; форма продажи товаров; метод самообслуживания; выкладка товаров; фасование в торговле (фасовка, предпродажное фасование); торговое обслуживание; форма торгового обслуживания; процесс торгового обслуживания; условия торгового обслуживания; качество торгового обслуживания; культура торгового обслуживания; радиус торгового обслуживания; система торгового обслуживания; скорость торгового обслуживания; услуги торговли; услуги розничной торговли; услуги оптовой торговли; безопасность услуги торговли; ассортимент услуг торговли; доступность товаров для населения; товародвижение; форма товародвижения; транзитная форма товародвижения; складская форма товародвижения; этапы товародвижения; товароснабжение; торгово-технологический процесс; операция торгово-технологического процесса;

7) товароведение в торговле: товар; товароведение; товарные ресурсы; безопасность товара; товарная экспертиза; класс товаров; группа товаров; вид товаров; сорт товара; товарная единица (ассортиментная единица); продовольственные товары; непродовольственные товары; товары народного потребления; товары производственного назначения; товары повседневного спроса; качество товара; потребительское свойство товара; товарные потери; актируемые потери; нормируемые потери; предреализационные потери; естественная убыль; нормы естественной убыли; недостача; товарное соседство; конкурентоспособность товара; разновидность товаров; ассортимент товаров; торговый ассортимент; структура ассортимента товаров; обновление ассортимента товаров; управление ассортиментом товаров; ассортиментный перечень товаров; ценник;

8) финансово-экономические и организационно-технологические показатели торговли: цена; цена базисного периода; оптовая цена; договорная цена; закупочная цена; розничная цена; оборот торговли (товарооборот); оборот розничной торговли (розничный товарооборот); оборот оптовой торговли (оптовый товарооборот); товарная структура оборота; товарные запасы; товарные запасы в днях оборота; норматив товарных запасов; издержки обращения; денежные затраты торгового предприятия; торговый аудит (торговая аудиторская проверка).

Комментарий к статье 3. Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности

1. Комментируемая статья посвящена правовому регулированию отношений в области торговой деятельности, т.е. определяет систему и структуру актов, которыми осуществляется правовое регулирование указанных отношений. Соответственно, в комментируемой статье говорится о законодательстве о торговой деятельности, если понятие "законодательство" понимать в широком его смысле, охватывающем не только непосредственно законодательные акты, но и иные нормативные правовые акты.
В части 1 комментируемой статьи наряду с комментируемым Законом непосредственно названы два акта федерального законодательства, которыми осуществляется правовое регулирование отношений в области торговой деятельности - Гражданский кодекс РФ и Закон РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (полностью изложен в новой ред. Федеральным законом от 9 января 1996 года N 2-ФЗ) "Комментарий, в связи с чем необходимо отметить следующее.
________________
 "Комментарий Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, N 15, ст.766; СЗ РФ, 1996, N 3, ст.140.
Как определено в п.1 ст.2 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 302-ФЗ "Комментарий), гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников; участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица; в регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Россия, субъекты РФ и муниципальные образования (статья 124); гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке; правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.
________________
 "Комментарий www.pravo.gov.ru, 2012, 31 декабря.
В соответствии с п.2 указанной статьи неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
В отношении гражданского законодательства и иных актов, содержащих нормы гражданского права, в ст.3 ГК РФ предусмотрено следующее:
в соответствии с Конституцией РФ гражданское законодательство находится в ведении России (п.1);
гражданское законодательство состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в п.1 и 2 ст.2 данного Кодекса. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать данному Кодексу (п.2);
отношения, указанные в п.1 и 2 ст.2 данного Кодекса, могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить данному Кодексу и иным законам (п.3);
на основании и во исполнение данного Кодекса и иных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права (п.4);
в случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ данному Кодексу или иному закону применяется данный Кодекс или соответствующий закон (п.5);
действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, определяются правилами гл.1 данного Кодекса (п.6);
министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных данным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами (п.7).
Закон РФ "О защите прав потребителей", как определено в его преамбуле (в ред. Федерального закона от 25 октября 2007 года N 234-ФЗ "Комментарий), регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
________________
 "Комментарий СЗ РФ, 2007, N 44, ст.5282.
Согласно п.1 ст.1 Закона РФ "О защите прав потребителей" (в ред. Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 171-ФЗ "Комментарий) отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, названным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ. Как предусмотрено в п.2 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ "Комментарий), Правительство РФ не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей; Правительство РФ вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
________________
 "Комментарий СЗ РФ, 2004, N 52, ч.I, ст.5275.
 "Комментарий СЗ РФ, 2011, N 30, ч.I, ст.4590.
Обращает на себя внимание то, что в комментируемой статье не закреплены традиционные для федерального законодателя положения, основанные на норме ч.4 ст.15 Конституции РФ. В соответствии с указанной конституционной нормой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Там же предусмотрено, что в случае, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
О понятиях общепризнанных принципов и норм международного права разъяснения даны в п.1 постановления Пленума ВС России от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" "Комментарий.
________________
 "Комментарий РГ, 2003, 2 декабря, N 244.
Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров РФ определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" "Комментарий. Согласно положениям названного Закона (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 318-ФЗ "Комментарий) понятием международный договор РФ охватываются: международные договоры РФ, заключаемые с иностранными государствами, а также с международными организациями и иными образованиями, обладающими правом заключать международные договоры, от имени России (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера) (п.2 ст.1 и п.2 ст.3); международные договоры, в которых Россия является стороной в качестве государства - продолжателя СССР (п.3 ст.1); независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров) (ст.2).
________________
 "Комментарий СЗ РФ, 1995, N 29, ст.2757.
 "Комментарий СЗ РФ, 2007, N 49, ст.6079.
В соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров России, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно. Там же установлено, что для осуществления иных положений международных договоров России принимаются соответствующие правовые акты. Разъяснения этих положений даны в п.5 постановления Пленума ВС России от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" "Комментарий и п.3 названного выше постановления Пленума ВС России от 10 октября 2003 года N 5.
________________
 "Комментарий РГ, 1995, 28 декабря, N 247.
Как установлено в ст.76 Конституции РФ: по предметам ведения России принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России (ч.1); по предметам совместного ведения России и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч.2); федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч.3). Перечень вопросов, находящихся в исключительном ведении России, определен в ст.71, а перечень вопросов, находящихся в совместном ведении России и ее субъектов, - в ч.1 ст.72 Конституции РФ. Полномочия органов государственной власти РФ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности определены в ст.6 комментируемого Закона (см. указанную статью и коммент. к ней).
Иными нормативными правовыми актами РФ, нежели федеральные законы, являются нормативные правовые акты РФ Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти.
Издание Президентом РФ указов, как и распоряжений, предусмотрено частью 1 ст.90 Конституции РФ. Согласно ч.2 указанной статьи указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории России. В части 3 этой же статьи установлено, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. К этому следует добавить, что нормативными правовыми актами являются только те указы Президента РФ, которые имеют нормативный характер.
Правительство РФ, как установлено в ч.1 ст.115 Конституции РФ, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Частью 2 указанной статьи установлено, что постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в России. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ в соответствии с ч.3 данной статьи могут быть отменены Президентом РФ. Статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. Федерального конституционного закона от 31 декабря 1997 года N 3-ФКЗ) "Комментарий установлено, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ; акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.
________________
 "Комментарий СЗ РФ, 1997, N 51, ст.5712; 1998, N 1, ст.1.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в соответствии с п.1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года N 1009 (в ред. постановления Правительства РФ от 7 июля 2006 года N 418) "Комментарий, издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
________________
 "Комментарий СЗ РФ, 1997, N 33, ст.3895; 2006, N 29, ст.3251.
Согласно п.2 названных Правил нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений; издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается; структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты. В соответствии с п.10 Правил нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в т.ч. акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация нормативных правовых актов, согласно п.11 Правил, осуществляется Минюстом России, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации утверждены приказом Минюста России от 4 мая 2007 года N 88 "Комментарий (в последующем вносились изменения).
________________
 "Комментарий РГ, 2007, 24 мая, N 108.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в соответствии с ч.2 и 4 ст.76 Конституции РФ принимаются по предметам совместного ведения России и ее субъектов, а также вне пределов ведения России, совместного ведения России и ее субъектов. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности определены в ст.7 комментируемого Закона (см. указанную статью и коммент. к ней).
Перечень вопросов, которые регулируются законами субъектов РФ, определен в п.2 ст.5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" "Комментарий. При этом данный перечень определен как открытый - согласно подп."н" п.2 ст.5 названного Закона законом субъекта РФ регулируются и иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ к ведению и полномочиям субъекта РФ.
________________
 "Комментарий СЗ РФ, 1999, N 42, ст.5005.
Иные нормативные правовые акты субъектов РФ, нежели законы субъектов РФ (не беря во внимание конституции субъектов РФ, уставы субъекта РФ и постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ), - это нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Указанным актам посвящены нормы ст.22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации":
высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта РФ издает указы (постановления) и распоряжения (п.1);
акты высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте РФ (п.2);
акты высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения России и предметам совместного ведения России и субъектов РФ, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, конституции (уставу) и законам субъекта РФ (п.3).

2. Часть 2 комментируемой статьи указывает, что отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках, регулируются Федеральным законом "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". Данная норма согласуется с п.3 ч.4 ст.1 комментируемого Закона, в соответствии с которым положения комментируемого Закона к отношениям, связанным с организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках, не применяются.
Как говорилось в комментарии к указанной статье, предмет регулирования Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" определен в его ст.1, согласно ч.1 которой названный Закон регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность.
Федеральный закон "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" согласно ч.2 его ст.1 (в ред. Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 327-ФЗ) не распространяется на следующие виды деятельности:
1) деятельность по продаже энергетических ресурсов на розничных рынках;
2) деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках, организуемых вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер. При этом указано, что требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них установлены комментируемым Законом (речь идет о положениях ст.11 комментируемого Закона). Как говорилось выше (см. коммент. к ст.1 Закона), данный пункт изложен Федеральным законом от 23 декабря 2010 года N 369-ФЗ полностью в новой редакции в связи с принятием комментируемого Закона. В прежней редакции пункта указывалось на деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках, организуемых органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер. При этом предусматривалось, что порядок организации деятельности ярмарок устанавливается нормативными правовыми актами субъектов РФ;
3) деятельность по проведению организованных торгов.
В соответствии со ст.2 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" правовое регулирование отношений, связанных с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, осуществляется названным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

3. В части 3 комментируемой статьи предусмотрено право органов местного самоуправления издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. При этом данное право ограничено случаями и пределами, которые предусмотрены комментируемым Законом, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, законами субъектов РФ.
Понятие муниципального правового акта определено в ч.1 ст.2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 365-ФЗ) "Комментарий - это решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
________________
 "Комментарий СЗ РФ, 2003, N 40, ст.3822; 2009, N 52, ч.I, ст.6441.
В систему муниципальных правовых актов согласно ч.1 ст.43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ "Комментарий) входят:
________________
 "Комментарий СЗ РФ, 2008, N 52, ч.I, ст.6236.
1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Комментарий к статье 4. Методы государственного регулирования торговой деятельности

1-2. В части 1 комментируемой статьи определен перечень методов государственного регулирования торговой деятельности, а в ч.2 данной статьи предусмотрен запрет применения иных методов. Иначе говоря, перечень методов государственного регулирования торговой деятельности определен как исчерпывающий.
В соответствии с ч.2 комментируемой статьи иные методы государственного регулирования торговой деятельности, т.е. не указанные в ч.1 данной статьи могут применяться только в случаях, установленных федеральными законами. В основе такого регулирования лежит норма ч.3 ст.55 Конституции РФ, предусматривающая, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кроме того, как говорилось выше (см. коммент. к ст.1 Закона), согласно ч.2 ст.74 Конституции РФ ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. В постановлении КС России от 18 февраля 2000 года N 3-П "Комментарий изложена правовая позиция о том, что, определяя средства и способы защиты государственных интересов, законодатель должен использовать лишь те меры, которые необходимы, строго обусловлены этими целями и исключают для конкретной правоприменительной ситуации возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина; публичные интересы, перечисленные в ст.55 (ч.3) Конституции РФ, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату; цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод.
________________
 "Комментарий СЗ РФ, 2000, N 9, ст.1066.
Пример метода государственного регулирования торговой деятельности, о котором идет речь в ч.2 комментируемой статьи, упоминается в положениях ч.4 ст.8 комментируемого Закона, указывающих на случаи, когда федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в т.ч. установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти).
В отношении перечисленных в ч.1 комментируемой статьи методов государственного регулирования торговой деятельности необходимо отметить следующее.
Установление требований к организации и осуществлению торговой деятельности (п.1).
Данный метод государственного регулирования торговой деятельности раскрыт непосредственно в комментируемом Законе. В частности, в рамках определения требований к организации и осуществлению торговой деятельности данным Законом предусмотрены: права и обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, при организации торговой деятельности и ее осуществлении (ст.8); права и обязанности хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров (ст.9); особенности размещения нестационарных торговых объектов (ст.10); требования к организации ярмарок и продажи товаров на них (ст.11) (см. указанные статьи и коммент. к ним).
Антимонопольное регулирование в области торговой деятельности (п.2).
Содержание данного метода государственного регулирования торговой деятельности, как и предыдущего, определено непосредственно комментируемым Законом. Так, в рамках антимонопольного регулирования в данном Законе установлены: антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров (ст.13); ограничение приобретения, аренды хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов (ст.14); антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности (ст.15) (см. указанные статьи и коммент. к ним).
Информационное обеспечение в области торговой деятельности (п.3).
Аналогично сказанному в отношении двух предыдущих методов государственного регулирования торговой деятельности следует указать, что содержание рассматриваемого метода определено непосредственно в комментируемом Законе. Информационное обеспечение в области торговой деятельности регламентировано статьей 20 данного Закона, в ч.1 которой предусмотрено, что в целях повышения эффективности управления в области торговой деятельности и содействия ее развитию создается система государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности. В соответствии с ч.2 указанной статьи создание системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности и обеспечение ее функционирования осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, в порядке, установленном Правительством РФ (см. указанную статью и коммент. к ней).
Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в области торговой деятельности (п.4).
В отличие от других методов государственного регулирования торговой деятельности в отношении порядка проведения государственного контроля (надзора) за соблюдением требований комментируемого Закона, муниципального контроля в области торговой деятельности часть 1 ст.16 данного Закона отсылает к действующему законодательству РФ, т.е. к Федеральному закону "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В ч.2 и 3 указанной статьи предусмотрены лишь отдельные особенности проведения такого государственного контроля (надзора), муниципального контроля, учитывающие необходимость применения положений Федерального закона "О защите конкуренции" (см. указанную статью и коммент. к ней).

Комментарий к статье 5. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования торговой деятельности

1. На основании нормы ч.1 ст.110 Конституции РФ в ст.1 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" установлено, что Правительство РФ является органом государственной власти России, осуществляет исполнительную власть России, является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в России. В соответствии со ст.13 названного Закона, основанной на положениях ст.114 Конституции РФ, в общие полномочия Правительства РФ наряду с прочим входит организация реализации внутренней и внешней политики России.
Полномочия Правительства РФ в сфере экономики закреплены в ст.14 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. Федерального конституционного закона от 31 декабря 1997 года N 3-ФКЗ). В ней, в частности, наряду с прочим установлено, что Правительство РФ: осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирует социально-экономическое развитие России, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации; осуществляет управление федеральной собственностью; разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества.
В отношении названных в ч.1 комментируемой статьи полномочий Правительства РФ в области государственного регулирования торговой деятельности необходимо отметить следующее.
Обеспечение проведения государственной политики в области торговой деятельности (п.1).
Данное полномочие Правительства РФ непосредственно следует из приведенных выше положений ст.14 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", определяющих полномочия Правительства РФ в сфере экономики. Согласно п.1 ч.1 ст.6 комментируемого Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области государственного регулирования торговой деятельности отнесена реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта РФ (см. коммент. к указанной статье). Статья 7 данного Закона регламентирует участие в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров (см. указанную статью и коммент. к ней).
Утверждение методики расчета и порядка установления субъектами РФ нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (п.2).
Соответственно в ч.2 ст.19 комментируемого Закона предусмотрено, что нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъектов РФ, в т.ч. для входящих в их состав муниципальных образований, разрабатываются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с методикой расчета указанных нормативов, утвержденной Правительством РФ. Однако, об утверждении Правительством РФ порядка установления субъектами РФ таких нормативов в указанной статье речь по не вполне понятной причине не идет.
На основании рассматриваемого пункта издано постановление Правительства РФ от 24 сентября 2010 года N 754, которым утверждены Правила установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов "Комментарий, в приложении к которым приведена Методика расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (см. коммент. к ст.19 Закона).
________________
 "Комментарий СЗ РФ, 2010, N 40, ст.5081.
Утверждение методики расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъекта РФ, в т.ч. в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема всех реализованных таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориального образования в денежном выражении за финансовый год (п.3).
Это полномочие Правительства РФ предусмотрено в целях реализации нормы ч.1 ст.14 комментируемого Закона, устанавливающей, что хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ, в т.ч. в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в т.ч. в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.
В рамках реализации рассматриваемого полномочия постановлением Правительства РФ от 4 мая 2010 года N 305 утверждена Методика расчета объема всех продовольственных товаров, реализованных в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема продовольственных товаров, реализованных хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориального образования, в денежном выражении за финансовый год "Комментарий (см. коммент. к ст.14 Закона).
________________
 "Комментарий СЗ РФ, 2010, N 19, ст.2328.
Иные предусмотренные комментируемым Законом, другими федеральными законами полномочия в области государственного регулирования торговой деятельности (п.4).
Как видно, перечень полномочий Правительства РФ в области государственного регулирования торговой деятельности в ч.1 комментируемой статьи определен как открытый. Аналогично определены открытыми перечни полномочий в названной области федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, в ч.2 комментируемой статьи и органов государственной власти субъектов РФ в ч.1 ст.6 комментируемого Закона. Следует подчеркнуть, что в п.4 ч.1 комментируемой статьи говорится об отнесении к полномочиям Правительства РФ иных полномочий в области государственного регулирования торговой деятельности только комментируемым Законом и другими федеральными законами, т.е. только законодательными актами федерального уровня.

2. Согласно постановлению КС России от 27 января 1999 года N 2-П "Комментарий из положений ст.71 (п."г") и 76 (ч.1) Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст.5 (ч.3), 10, 11, 72 (п."н"), 77, 78 (ч.1) и 110 следует, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции РФ, Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" и иных федеральных законов. Там же указано, что по вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, не урегулированным законодателем, Президент РФ может издавать указы, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
________________
 "Комментарий СЗ РФ, 1999, N 6, ст.866.
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" "Комментарий (п.1) установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Согласно п.2 названного Указа функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ, определяются указом Президента РФ, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ, - постановлением Правительства РФ. Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 21 мая 2012 года N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" "Комментарий.
________________
 "Комментарий СЗ РФ, 2004, N 11, ст.945.
 "Комментарий www.pravo.gov.ru, 2012, 22 мая.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли (как и внешней торговли), согласно п.1 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 года N 438 "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации" "Комментарий, является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России). Минпромторг России наряду с Минэнерго России образованы Указом Президента РФ от 12 мая 2008 года N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" "Комментарий путем преобразования Минпромэнерго России с соответствующим распределением функций между этими министерствами. При этом Минпромторгу России переданы функции преобразуемого Минэкономразвития России по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.
________________
 "Комментарий СЗ РФ, 2008, N 24, ст.2868.
 "Комментарий СЗ РФ, 2008, N 20, ст.2290.
В отношении названных в ч.2 комментируемой статьи полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, необходимо отметить следующее.
Утверждение методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли (п.1).
Как предусмотрено в ч.1 ст.18 комментируемого Закона, для содействия развитию торговли органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут разрабатывать соответственно региональные и муниципальные программы развития торговли, учитывающие социально-экономические, экологические, культурные и другие особенности развития субъектов РФ, муниципальных образований. В соответствии с ч.2 данной статьи такие программы развития торговли разрабатываются в порядке, установленном законами субъектов РФ с учетом требований указанной статьи.


Закрыть ... [X]

Расчеты между юридическими лицами. Расчетные отношения в Сценарии литературных фестивалей

Профессиональная деятельность в рыночных отношениях Профессиональная деятельность в рыночных отношениях Профессиональная деятельность в рыночных отношениях Профессиональная деятельность в рыночных отношениях Профессиональная деятельность в рыночных отношениях Профессиональная деятельность в рыночных отношениях Профессиональная деятельность в рыночных отношениях Профессиональная деятельность в рыночных отношениях Профессиональная деятельность в рыночных отношениях